пятница, 7 августа 2015 г.

ЦТ по физике. Что делать дальше?

                Подошла к своему завершению вступительная компания 2015 года.  Исходя из нее, уже можно сделать выводы. Выводы,  об истинном положении дел в нашей образовательной системе. Сказать по правде, я в шоке! В шоке от того, что мы имеем на выходе из школы.  Итоги ЦТ год от года лучше не становятся . Дежавю  какое  то.   Если брать статистику по гимназиям  и лицеям , то там еще все более -менее неплохо. Можно сказать , что средний балл в 44,59 и  51,32  соответственно, говорит что с задачей справились.  Гораздо страшнее ситуация обстоит с общеобразовательными школами.  Средний балл в 25, 86 выглядит удручающе.  Многие скажут, что учителя школ не дорабатывают. Вы  это серьезно?   Тогда позвольте постараться вас разуверить  в этом. Разница лишь в подборе детей. Лицеи и гимназии производят определенный отбор. Школа же работает с теми, кто есть. Теперь следующий момент. Сколько в процентном отношении учащихся лицеев  - гимназий и средних школ? Не знаю точных цифр, но уверяю вас в том, что обычных школ подавляющее большинство.  Вот на этих данных и будем строить наше рассуждение.
                Начнем с азов. Я не претендую на звание педагога от бога или эксперта в физике. Три года работы в школе и вторая квалификационная категория не дают мне на это право.  Тем не менее , самые азы, а именно введение в физику в 6 классе,  ужасны.  В первую очередь , существует проблема того, что дети еще не готовы воспринимать эту информацию в большинстве своем, в силу своего возраста. Далее существует проблема учебника. Простите меня конечно, но его цель помочь учиться!  А он обо всем и не о чем. Как только я пришел в школу естественно я его начал читать. Так вот, большей бессмыслицы и «воды» я не видел даже в ненавистных мне гуманитарных университетских предметах. Я в этом не одинок – жалобы родителей ,что учебник написан непонятно,  поступают регулярно.  Теперь представим ситуацию,  что ребенок заболел. Он может подготовиться самостоятельно?  Среднестатистический нет!  А это, как бы там ни было, будущие абитуриенты!
                Идем дальше. Седьмой класс. Как по мне, так после провального учебника по 6 классу, этот весьма не плох.  Ровно, как и учебник восьмого класса.  Но здесь уже другая проблема. Проблема отведенных на изучение предмета часов. Опять - таки, мы имеем дело с детьми, а не машинами.  А я им должен вложить в голову  за эти два года основы физики. Помимо введения основных понятий и явлений, задача состоит в том, что бы научить  решать основные типы задач по приведенным в программе разделам.  А за сколько я это должен сделать? За 2 (!!!) часа в неделю? Опять  возникает вопрос, вы это серьезно? То есть за отведенный час на решение задач по конкретной теме я должен это сделать?  С учениками со способностями да, среднестатистическим – практически нереализуемо!
Идем дальше. 9 класс… Головная боль, я почти уверен, каждого учителя.  Год механики. «Сказки» 6-8 класса окончены, и начинаются «суровые будни». Первая проблема ,с которой лично я сталкиваюсь это скалярные и векторные величины.  Из курса программы по метаматематике вектора благополучно убрали.  Чисто символически на это отведена пара уроков в начале 9 класса в курсе физики.  И с этим есть проблемы. Ну да это ладно, все возможно, особенно если это детям и учителю нужно. Но здесь уже конкретно стоит  нехватки часов. Катастрофической нехватки!!!   И с этим, однозначно, что- то нужно делать…
10-11 класс не комментирую .  В этом году с ними не работал.  Да и с этого года  нас ожидают изменения. Посмотрим, что из этого выйдет.
Критику высказал, нужны, видимо, и предложения. Вы знаете, если бы мои идеи дошли до министра, то вряд ли бы оно было одобрено.  Мое мнение одновременно и простое и сложное.   Люди с гуманитарным складом ума после школы физику забывают как страшный сон.  Так зачем нам детям ее вгонять в больших объемах?  Мое мнение, что эту проблему помогут решить профили. Но не профили с 10 класса. А гораздо раньше.  На основе экзаменов за курс начальной школы и способностей учащихся, сделать два профиля – гуманитарный и естественнонаучный. На одном потоке больше о «прекрасном» на другом больше о цифрах.  И развивать учащихся в соответствии с их способностями, а не выполнять главную задачу действующей школы  по формированию всесторонне гармонично развитой личности.  Это же поможет решить проблему абитуриентов ,которые физику идут сдавать лишь потому, что «там проходной балл меньше».
Автор высказал свое личное видение ситуации и не в коей мере не критикует чьи ли то ни было действия и не навязывает свое мнение.
Копирование информации на сторонние ресурсы возможно в случае предварительного согласования  с автором статьи
e-mail:  \zhenya_parh@tut.by\



               

               

                

Комментариев нет:

Отправить комментарий